Новости

Грудничковое плавание. Современные реалии.

19.04.2022

Что хорошего или плохого можно найти во фразе начала становления Грудничкового Плавания — "Плавать раньше чем ходить"? За 50 -летнее существование этого чудесного способа укрепления здоровья малышей, было много и ярых сторонников, а также и противников ГП. Это же вода — там можно утонуть, получить серьезный стресс. И ребенок будет развиваться не правильно... Так можно охарактеризовать многие направления современной педагогики... В последнее время, достаточно много методик подвергается сомнению, которые ранее воспринимались как должное. Радостно, что грудничковое плавание не стоит на месте, развивается и совершенствуется, а ряды сторонников пополняются врачами, реабилитологами и неврологами. Их врачебный опыт соединяясь с плаванием грудничков дает более глубокое раскрытие потенциала ГП и мы можем использовать современные тенденции только во благо развития детей. О таких интересных темах мы попросили порассуждать нашу коллегу из Казахстана, врача невролога-реабилитолога Екатерина Рогову.

Наверняка вы слышали фразу «Плавать раньше, чем ходить».

Если вы не знакомы с грудничковым плаванием, то эта фраза вызовет либо восхищение, либо недоумение. А все потому, что есть некая подмена понятий. Грудничковое плавание и плавание в привычном его понимании не имеют ничего общего, кроме водной среды, в которой находится человек.

Недавно мне скинули видео, в котором лектор утверждает, что плавающий ребенок может истратить весь двигательный потенциал, что он никогда не научится ходить, более того, будет страдать эпилепсией! А так ли это на самом деле?

Конечно же, нет.


Программа развития движений до сих пор является одной из самых неизученных.

Управление движениями — это сложная многоуровневая мультисистема, она может быть сознательной и бессознательной, она затрагивает все части тела. Повлиять на ход развития ребенка можно, изменяя факторы среды. Но кардинально изменить заложенный генетически ход развития без органического повреждения структур головного, спинного мозга или опорно-двигательного аппарата практически невозможно.

Может ли грудничковое плавание повлиять на двигательное развитие ребенка?

Может, и очень серьезно. Грудничковое плавание укрепляет мышцы и связки, улучшает дыхание и кровообращение, избавляет от гипоксии и других неврологических проблем.

Важно помнить, что в грудничковом плавании малыш находится на руках у взрослого человека (родитель или инструктор). У малыша есть чувство опоры. Маленький ребенок не может плавать самостоятельно, и он никогда не окажется в толще воды без поддержки. Все занятия проходит под контролем взрослого. А плюсов от пребывания в воде очень много.

Во-первых, вода дает ребенку самую разную информацию. Это и органы чувств, и положение тела в пространстве. Благодаря воде снижается воздействие гравитации, и это дает возможность для более широких, амплитудных движений. Вода (а также руки взрослого) находятся в постоянном контакте с кожей ребенка, что тоже очень важно.

Во-вторых, вода мягко помогает научиться балансу и равновесию. Плотность воды позволяет непринужденно удерживать тело в определенных позициях с учетом возможностей ребенка по стадиям развития. Важно: ранняя вертикализация так же запрещена и в воде.

В- третьих, при правильных поддержках у ребенка качественнее включаются постуральные и выпрямительные реакции, которые очень важны в биомеханике.

Движения в воде более свободны. Спонтанная двигательная активность очень быстро интегрируется в осознанные движения. Все этапы развития ребенка на суше прослеживаются и в воде (проявления врожденных позотонических реакций, выпрямительные и постуральные реакции, ползание по-пластунски и на четвереньках так же видны в движениях). Движения со временем усложняются. Появляются тонкие двигательные реакции.

Во время занятий тренер может оценить состояние моторного развития ребенка и вовремя скорректировать их путем подбора индивидуальных упражнений, поддержек, проводок через активную работу ребенка, через игру.

Ныряния в грудничковом плавании — обязательный элемент, но с индивидуальным подходом. На первых месяцах жизни ныряния основаны на врожденном механизме задержки дыхания с дальнейшим формированием контролируемого ребенком погружения. Отпускать ребенка из рук взрослый начинает только при достаточной зрелости двигательных реакций (не ранее, чем в 9 месяцев).


Могут ли ныряния вызвать эпилепсию у детей?

Эпилепсия — это заболевание, которое имеет под собой четкую органическую патологию, наследственный фактор, изменение основного обмена и тд. Здоровый малыш от пребывания в воде эпилептическую активность получить не может. Был случай, когда эпилепсия появилась у ребенка после занятий в воде. Но это было утопление ребенка, который находился в ванне с кругом на шее (запрещенный предмет в грудничковом плавании). Малыш был оставлен мамой без присмотра, произошло утопление. Органическое повреждение головного мозга неминуемо повлечет за собой эпилепсию в будущем. Если у ребенка есть изменения по состоянию здоровья, то эпилепсия будет относительным противопоказанием к ныряниям, но нахождение в воде и гидрокинезотерапия не запрещены. Гипервентиляция, как физический фактор, противопоказана детям с эпилепсией. Гипервентиляция может быть вызвана частыми короткими ритмичными погружениями, которые не используются у детей раннего грудного возраста.


К сожалению, грудничковое плавание часто подвергается критике со стороны смежных направлений. Не всегда обоснованы запреты на грудничковое плавание. Но если подходить к плаванию с физиологической стороны, рассматривая ход развития ребенка по этапам становления биомеханики, если учитывать базовые принципы формирования психики ребенка, вовремя корректируя или создавая правильную среду для гармоничного развития, результат будет виден однозначно. Гармоничное развитие, закаленный, редко болеющий малыш, жаждущий открытий.